Форма входа

Логин:
Пароль:

Категории раздела

Мои файлы [2]
А [0]
Б [0]
В [0]
Г [0]
Д [0]
Е [2]
Ж [0]
З [0]
И [0]
К [1]
Л [0]
М [2]
Н [4]
О [0]
П [6]
Р [1]
С [1]
Т [1]
У [0]

Поиск

Архив записей

Наш опрос

Какую эпоху в ролевках предпочитаете?
Всего ответов: 48

Мини-чат

Друзья сайта

  • Эпоха Средневековья
  • Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP

    Ночная Ведьма. Журнал о Ролевых играх Эльна 
    Королевство Новая Эра Эль-Глория
    Palantir GameTop - рейтинг игровых ресурсов. Портал Rolemancer (www.rolemancer.ru) 
    Tarna Ilu Rambler's Top100

    Статистика

    Реклама

    Суббота, 20.04.2024, 09:30       Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » М

    Древняя мифология славян 2
    20.03.2009, 18:42
    Усадебные духи
    Дом, усадьба древнего белоруса были местом, которое защищало его от многих бед. Все элементы дома - крыша, окна, печь, порог - были пронизаны магической символикой, с помощью которой семья белоруса стремилась обеспечить себе защиту от злых духов, сберечь здоровье, накопить богатство. В то же время территория усадьбы и все ее постройки были заселены духами, полезными людям, оберегавшими их. Почти все усадебные духи помогают людям в хозяйственных делах. Человек может с ними иметь определенные отношения, одних задабривая, других запугивая или отваживая от усадьбы.
    Деды - духи предков, в которых воплощалась бессмертная человеческая душа. Их почитали, приглашали на праздники, у них просили поддержки в трудные времена.
    Главным духом усадьбы является Хатник. В восточных регионах Беларуси его называют Домовой. Порядок в доме и благополучие зависели от Хатника. Жил он обычно в подпечке. Своими делами Хатник занимался исключительно ночью. Утверждают, что он похож на хозяина семьи. Хатник любит хозяев трудолюбивых и спокойных. В таких семьях он помощник. Но если хозяева сварливые, неаккуратные, нечистоплотные, Хатник с ними не хочет иметь никаких дел и может даже покинуть дом. Когда крестьянин переселяется в новый дом, он обязательно первым пригласит перебраться туда Хатника.
    Дом, покинутый Хатником, становится беззащитным против многих духов, и в первую очередь Злыдней - маленьких, горбатых, скрюченных созданий в больших сапогах и шапках, которые проникают в дом, занимают место Хатника под печкой. Оттуда они делают набеги по всему дому: заглядывают в горшки с едой, а в кашу подсыпают песок, в жирное молоко наливают воды, портят в деже хлеб, крадут у кур яйца. Всему вредят и доводят семью до нищеты. Иногда в их появлении виноват сам человек. Он накликает Злыдней неуемным желанием разбогатеть, чрезмерностью в работе, а также работой во время еды.
    Предвидеть беду хозяевам дома помогает другой дух - Печурник, который живет где-то под печкой. Но этот дух любит пошутить. Например, унести необходимую вещь с того места, где она обычно находится. Если к Печурнику относятся без должного уважения, он может несколько ночей подряд выть и кричать в печной трубе, греметь вьюшкой.
    Кикимора - человекоподобный молодой дух женского пола. Живет в хате на печке или в подпечке. Изредка принимает телесный вид. В отдельных районах Беларуси ее знают под именем Вещица.
    В хозяйственных постройках живет ряд других духов. Следующим по важности после Хатника для хозяев является Хлевник. При переезде в новый дом его, как и Хатника, приглашают с собой. Хлевник также любит хозяев работящих и толковых. Тогда он им помогает: холит, чистит коней, заплетает гривы. Если же скотина, особенно кони, у хозяина неважные, он портит их окончательно: по ночам гарцует на них верхом по хлеву, загоняя до смерти. Живет он в хлеву рядом с хозяйской скотиной, любит, чтобы животные были хорошо досмотрены. Каждый раз, провожая скотину в поле, он подходит к порогу хлева, здесь же ее встречает вечером. Его любимое место - угол хлева, балка или куриный насест, откуда он и наблюдает за животными. Когда хозяева входят в хлев, Хлевник прячется. Если Хлевник невзлюбил хозяев и сильно портит скотину, от него можно избавиться: кнутом выгнать его из хлева и повесить над входом мертвую сороку. После этого он никогда не вернется в этот хлев.
    В бане обитает Лазник. Обычно его место под полком. Это злой дух, видом напоминающий Водяника. Среди усадебных духов это один из самых строптивых. Не терпит тех, кто поздно приходит в баню, тем самым прерывая его отдых. Таких несвоевременных посетителей он пугает шипением, стуком в стену. Ну, а если кто надумал мыться далеко за полночь, то в них он бросает мусор и даже камни.
    Кроме этого, он может разговаривать, как человек. Любит Лазник париться, мытье обычно начинает после полуночи. Для этого ему надо оставлять веник и воду.
    Лазник не любит, когда в бане обрабатывают пеньку или лен: мнут, треплют, сушат. Если он сильно разозлится, то может устроить в бане пожар.
    Лазник - один из тех духов, которых не приглашают при переходе в новые постройки, они обычно сами проникают в них. Раздосадованный частыми несвоевременными посетителями, Лазник может покинуть баню, в которой жил. Такой уход сопровождается разрушением или пожаром. Но в новую или исправленную постройку Лазник уже никогда не вернется.

    Духи болезней
    Каких только духов болезней нет! Одни воздействуют на отдельных людей, другие насылают целые эпидемии.
    Воспа - злая, противная старушка с блестящими глазами и одним большим зубом, что торчит наружу. Брызгает в человека слюной, отчего у него на лице остаются следы. В некоторых местах Беларуси она имеет другие имена: Щербачка, Рябая, Рябуха.
    Лихоманка - дух болезни, соответствующий ее названию, хотя в отдельных районах Беларуси известны другие имена - Хондя, Шуня. Проникает в человека в виде пылинки. Если эту пылинку бросить в печку, она сгорит, а если вложить в скорлупу яйца, то Лихоманка будет страшно мучиться и от человека отстанет.
    Паралики - духи, излюбленными жертвами которых бывают люди преклонного возраста. Паралики наступают исподтишка, как бы крадучись, незаметно овладевают жертвой, которая узнает об этом только тогда, когда избавиться от них уже нет никакой возможности. Слабые Паралики подступают к жертве по двое-трое, работают попеременно, а при сопротивлении жертвы - вместе. Паралики не трогают ее душу, донимая тело, а с ним и душа становиться их добычей.
    Чума - летающее существо, похожее на женщину во всем черном. Владеет огненными стрелами. Способна превращаться в птицу, чаще всего в сову, которая выбирает себе жертву. Временами она может позвать человека по имени. Не отзывайтесь, не оглядывайтесь, иначе Чума поразит ваше сердце стрелой. Чума не переносит голоса петуха, лая собаки. С ее появлением собака перестает лаять, а петух сипнет.
    Холера - неприятного вида женщина с длинными светлыми распущенными волосами и блестящими глазами, одета в грязные одежды. Ходит весной по полям и из своей неисчерпаемой корзинки разбрасывает зерна болезни. Они смешиваются с семенами растений и заражают их. Холера может ходить по воде и отравлять ее, как и оставленное в домах не накрытым питьё. От всего этого люди мрут как мухи. Губит Холера безжалостно и старых, и малых. Спастись можно только с помощью живого огня, который необходимо разжечь вокруг села или своего двора и поддерживать днем и ночью. Говорили также, что если первого, кто заболеет холерой, похоронить живым, вместе с ним будет похоронена и Холера.
    Моровая панна - человекоподобный дух, который насылает мор.

    Чары и чародеи
    В своих отношениях с духами белорус не был абсолютно беззащитным. Он знал, как одних задобрить, других напугать, третьих обмануть и даже с их помощью обогатиться. Чародеи и знахари были посредниками между духами и людьми, могли сами превращаться или превращать других в животных.
    Превращение могло быть насильственным или по своей воле, временным или постоянным. Насильственное превращение происходило против воли превращаемого. Бывало, что его осуществляли с добрым намерением. Например, чтобы помочь человеку при побеге, чудесные помощники или духи превращали его в яблоньку, камень или другой предмет, в котором нельзя узнать беглеца.
    Обычно по истечении некоторого времени или при определенных условиях волшебство теряет силу. Главное, не забывать и выполнять эти условия. Но бывало и так, что строил, например, крестьянин себе дом и, чтобы сосед или кто-нибудь другой не сглазил, делал защитную засечку в определенном месте и заговаривал: «Кто через нее переступит - волком сделается на всю оставшуюся жизнь». Забывал про свой наказ, сам переступал через заклятое им же место и превращался в волка.
    Чаще всего превращение бывает временное, на нечетное количество лет. Практически всегда находится возможность избавиться от чар раньше, но это должен сделать решительный, сведущий человек. Например, бросить под ноги волколаку ручник или накрыть его скатертью. Бывают превращения, которые может отменить только тот, кто их сделал.
    Превращения происходят в полнолуние, в полночь. С восходом солнца и песнями петухов такая возможность исчезает. Поэтому сведущие люди, сталкиваясь со злыми духами, делают все, чтобы заговорить их, затянуть время до рассвета и таким образом спасти свою жизнь.
    Превращение требует соблюдения некоторых условий, в первую очередь - секретности. Ничем хорошим не кончится и халатное отношение к самому обряду превращения. Скажем, в каждом конкретном случае необходимо вполне определенное количество ножей, воткнутых в землю, чтобы человек мог превратиться в волка.
    Волколаки - люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей.
    Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки совсем ручные, жалобно стонут, потому что не теряют человеческих чувств. Выглядят как волки, только с человеческими глазами. На шее у них белая полоса.
    Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались про то, что случилось...
    Умели белорусы выращивать Змея. Для этого ждали, когда черный петух снесет яйцо особенного вида, напоминающее раковину улитки. Делает он это раз в семь лет. Затем яйцо клали под мышку и носили 3 года. Из яйца выводился маленький Змей. Он был похож на ужонка, только с крыльями и весь горел, как золотой. Змея помещали в кладовку и усиленно кормили молоком и яйцами. Особенно любил Змей яичницу. Когда вырастал большим, то по приказу хозяина летал по всему свету, искал сокровища и приносил в дом. Недаром про богатых белорусов говорили, что им змей богатство носит. Да уж больно привередлив он был. Любил уважительное к себе отношение и ласку. И не дай бог его обидеть. Расходившись, Змей сжигал все хозяйство и исчезал.

    Боги и духи полей и огородов
    Поле и огород - территория человека, на которой живет и действует большое количество духов и даже боги. Поле обычно прилегает непосредственно к природным пространствам - лесу, воде, болоту. И многие злые духи природы проникают на поле, чтобы нанести вред человеку. Даже звери лесные забегают сюда, чтобы взять жертву со стада домашних животных, а в часы жатвы, когда женщины оставляют своих малых детей в поле, нередки случаи кражи их волками и медведями.
    Если гроза заставала белоруса в поле, он старался держаться подальше от меж, потому что по ним обычно разбегаются злые духи, спасаясь от стрел Перуна.
    В полях и огородах живут и действуют такие боги и духи, как Житень, Тётя, Полевик, Спорышка, Железная баба.
    Опасным для людей является Полевик, который живет в поле или на лугу одной или нескольких деревень, если они не разделены лесом, водой. Живет он в канаве, около камня или дерева, куста, которые растут в поле, возле межевого столба, и покидает свое жилище только в половодье или затяжные дожди, потому что терпеть не может сырости и убегает от нее на высокие места.
    Хуже всего Полевикам приходится весной и осенью, когда много воды, везде слякоть. Тогда Полевики отсиживаются в сухих местах.
    Полевики любят гостить друг у друга, сообща вредить, мучить животных и людей.
    Человек может сам попасть в их руки, когда придет отдохнуть на сухое место. Тогда Полевики убаюкивают его, нежат на солнце, пока у человека не начнется лихорадка.
    Зимой Полевикам нечего делать, потому что в полях и огородах ничего не растет, и там редко появляются люди. Они забавляются тем, что заметают дороги снегом, чтобы человек сбился с пути и блуждал, пока не замерзнет.
    Полевик не устает изобретать свои пакости. Разбирает изгороди, вешки, заманивает скотину в поле или огород. Пригибает хлеба и траву, скручивает растения, отгоняет дождь. Делает так, чтобы дети заблудились, на скотину и людей за работой насылает оводов, слепней, комаров. Тех, кто приходят на поле и в огород, Полевик пугает диким эхом, свистом, ревом, передразнивает их, может тенью, погнаться за человеком или заманить его. Говорят, что стоит только поддаться заманиванию Полевика, и человек много настрадается из-за своей доверчивости. Может случиться и так, что Полевик неожиданно поразит человека страшным солнцепеком и убьет на месте.
    А иногда Полевик вдруг начинает беспокоиться за урожай, выгоняет вредителей, выпрямляет стебли и листья растений...
    Железная баба - человекоподобный дух, который живет в огородах и полях. Низкорослая старуха с железными грудями и железными крюками. Ими она хватает детей, которые одни ходят в поле или в огород за бобами, горохом, овощами, бросает в свою ступку, толчет и съедает. Может найти себе пристанище и в колодце, куда затаскивает тех, кто заглядывает в колодец, особенно детей.
    Подвей - дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь - подвей: налетит вихрь на человека - и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его.
    Толока - покровительница жатвы и плодородия. Очень уважаема у всех белорусов. Праздники в ее честь устраивают во время сбора урожая, торжественные, радостные. На дожинки, дожав последний загон, связывают общий сноп, делают толоконный венок, и женщины бросают жребий, кому быть Толокою. Выбрав Толоку, украшают ее цветами, дают в руки дожинковый сноп, а на голову надевают толоконный венок с длинным белым покрывалом наподобие шали. После этого хоровод окружает Толоку и танцует, поет. Потом парами все идут в дом хозяина. Хозяин подносит хлеб-соль Толоке, кланяется ей в пояс. Толока отдает взамен дожинковый сноп. Хозяин и хозяйка берут Толоку под руки и сажают в красный угол. После окончания ужина хоровод с Толокою подходит к хозяевам и благодарит за угощение поцелуями. Толока снимает с головы венок и оставляет его хозяину, покрывало же остается у нее на память. Хоровод обязан довести Толоку до самого ее дома.
    Спорышка - дух жнива. Говорят, что если попросить ее б помощи, то работа будет спориться и быстро пройдет день. Как выглядит Спорышка, никто не знает, потому что люди ее никогда на видели. Считают, что живет она в двойном житневом колосе.
    Обитает в поле и маленькая неприметная птица, вестник богини весны Ляли - жаворонок. Исполняя свой долг перед богами и людьми, он никогда не улетает в Вырай. Зимует жаворонок в поле под камнем, чтобы первым сообщить людям о приходе весны.

    Природа

    Природа белорусов не была чем-то единым и однообразным. Выделялись пространства, которые имели специфические свойства и были населены богами и духами, непосредственно ими владевшими. Эти пространства наполняют священные объекты - горы, рощи, камни, криницы, а также животные и растения. Божеством диких зверей был Тур. На земле белорусов существовали три основных вида природного пространства: лес, болото, вода.

    О происхождении животных
    Однажды, когда Бог ходил по земле, один человек, не веривший в его могущество, решил его попугать. Взял кожух, вывернул вверх шерстью, надел, стал на четвереньки и давай рычать и пугать бога. Бог сразу понял, что это человек, и наказал его, превратив в медведя. Искупая свою вину перед богом, медведь заходит в деревни: он знает, у кого из хозяев может произойти несчастье, и забирает это несчастье с собой.
    В одном селе остались маленькие сироты без отца и матери. Некому было кормить их, приглядывать за ними. Узнал про это Бог, сжалился над ними и превратил в волков. А скот до этого пасся без пастухов - сам по себе ходил. Начали волки скот резать, и пришлось людям нанимать пастухов.
    На земле развелось видимо-невидимо гадов, и приносили они много вреда людям. Бог смилостивился над людьми, собрал всех гадов в мешок, завязал и отдал одному человеку, чтобы он бросил мешок в огонь. При этом запретил глядеть, что в мешке. Человек не вытерпел, развязал мешок, и гады все расползлись по земле. За это Бог превратил того человека в журавля и приказал ему собирать гадов.

    Боги и духи леса
    Лес - в значительной мере враждебное пространство для человека, плотно заселенное богами, духами. Оно граничит с территориями деятельности человека, чаще всего с полем, и между ними поддерживается связь. Переступить границу между полем и лесом - значит войти в чужое пространство. В лесу обитают боги, божки, духи, священные животные и растут священные растения. В большинстве своем они подчинены темным силам, которые в свою очередь служат Чернобогу.
    Лес занимает в жизни белоруса значительное место: позволяет строить и обогревать жилье, дает дополнительные продукты питания. И человек преодолевает свой страх и идет в лес, надеясь поладить с духами, которые и им владеют. Главное - не провоцировать их. Часть духов можно задобрить, принеся им жертву: кусок хлеба, сала или другого съестного. Но есть духи, что на все времена сохранили обиду на человека и всегда готовы мстить ему.
    В лесу живут священные животные, растут говорящие растения и травы. Есть люди, которые слышат и понимают их язык, могут узнать, какая в них таится сила: лечебная или отравная, и при каких болезнях какое растение помогает.
    За лесом начинается чужая земля, другой мир. Там садится солнце. Оттуда, из-за леса темного, приходят волшебники и неведомые духи и чудовища.
    Главным в лесу является Лесун (Лесовик, Леший, Лесной дед) -хозяин леса и всего, что в нем водится. Среди деревьев он ростом с деревья. На лесной поляне или опушке леса - ростом с траву. Сфера деятельности Лесу на - весь лесс холмами и низинами, оврагами и полянами, за исключением водоемов: озер, рек, болот. В глубине леса находится дом Лесуна, где живут его жена и дети. Сам же он дома не сидит - больше обходит свои владения. Отдыхает и ночует на вершинах высоких деревьев, в дуплах, густых зарослях, буреломах.
    При обходе владений Лесуна сопровождают стада зверей и стаи птиц. Он способен имитировать голоса всех живых существ. Любит пугать человека, особенно ночью, дикими звуками, сбивает с пути, заставляя блуждать, и доведя человека до отчаянья, хохочет. А то начнет плакать, как ребенок. Кто пойдет на помощь, может попасть в болото. Но кто знает, как позвать Лешего и завоевать его расположение, получит хорошего помощника. Леший будет загонять на него во время охоты дичь, показывать грибные и ягодные места, оберегать от соперников. Лесовик не любит, когда переходят его любимую тропинку. Вредит плохим хозяйкам и детям, которые не слушаются своих матерей. Лесовик крадет таких мальчиков, а Лесовичиха - девочек.
    Волшебные знания и богатство получают от Лесовика те, кто окажет какую-нибудь услугу его детям. Многих он наделяет знаниями знахаря.
    Еще ряд мифологических персонажей имеют отношение к лесу, о чем свидетельствуют их имена.
    Пущевик. Делает людям зло только потому, что из-за них ему пришлось прятаться в вековых дубравах. Способен убить человека одним взглядом. Чтобы обезопасить себя от Лесовика или Пущевика, нужно умилостивить их жертвоприношениями. Но если наткнулся на Пущевика, надо уходить из пущи, делая резкие повороты в разные стороны: он плохо видит и не может уследить за человеком. За территорию пущи Пущевик не выходит.
    Купальский дедок - добрый лесной бог, встретить которого можно в лесу на Купалье. Только Купальский дедок может беспрепятственно собирать Купальские цветы; он ходит с корзиной и наполняет ее цветами, отчего она горит, как жар. Если встретиться с ним и разостлать перед ним белую скатерть, то он бросит на нее один цветок. Хватай тогда быстрее его и, разрезав ладонь правой руки, закладывай под кожу. Счастливый владелец чудесного цветка получает дар знать все на свете, и особенно, где какие богатства лежат и как к ним подступиться, какие заклятия на них наложены и как их расколдовать. Понятно, что злые духи, которые охраняют богатства, всеми силами стараются отобрать цветок.
    Белорусы верят еще в лесного божка, которого называют Доброхочий. Раньше видели его, когда он ходил возле лесов. Рост его зависит от высоты дерева, рядом с которым он оказывается. Это скорее справедливый судья, чем злой дух. Он защитник людей учтивых, но сурово карает за непристойность. Кара распространяется только на виноватого и не касается его богатства. Доброхочий насылает мучительные болезни на виновного, который умирает в страшных муках, если не пойдет за спасением к знахарю, умеющему задобрить этого бога жертвами. Обычно это краюха хлеба и щепотка соли, завернутые в чистый лоскуток. Знахарь идет в лес со страдальцем и, помолившись над приношением, оставляет все это в лесу вместе с болезнью. Из леса больной возвращается уже здоровым.
    Следует помнить, что если кто-нибудь ступит в след Доброхочего, сразу же потеряется в лесу и только вечером сможет вернуться домой. Часто бывало, что человек несколько дней где-то пропадает, а вернувшись, уверяет всех, что Доброхочий держал его в лесу, рассказывает всякие удивительные вещи...
    За порядком в лесу наблюдает Гаёвый дед, или Гаюн, который охраняет красоту нетронутых мест и следит за лесорубами. Деревья для строительства хаты не заготавливали без разрешения Гаёвого деда. Срубленное без его разрешения дерево не было долговечным и прочным. Для этого Гаевику оставляли в лесу гостинец со словами: «Принес еды Гаёвому деду. Или сам съешь, или внучкам отдай». Внучки Гаёвого деда - Гаёвки - молодые, игривые девушки. Они любят все живое. И лось, и маленькая птичка, если заболеют или поранятся, обращаются к Гаёвкам за помощью, потому что знают: они залечат раны, выходят их.
    В лесу, наверное, было бы скучно без красивой, веселой молодицы - Зазовки. Она красиво поет, чем и приманивает в первую очередь мужчин. Пение у нее необычайно чистое и мелодичное, песни красивые. Человек, заслушавшись, идет на звук ее голоса, а Зазовка уходит все глубже в лес и перестает петь. Много людей потом не находило дороги обратно и гибло.
    В самом темном лесу, в самом топком болоте живет Кадук. Ему служат многие духи леса. Сам Кадук выходит из болота лишь тогда, когда подчиненные ему духи не выполняют его поручения. Кадук люто ненавидит человека. Люди, которые попадают в его владения, неизбежно гибнут. Проклятье «Чтоб тебя Кадук забрал» настолько сильное и необратимое, что белорусы применяли его очень редко и только в исключительных случаях.
    Баба Юга (Баба-Яга или Ягиня) - человекоподобный лесной дух, хозяйка всех духов и привидений. Злая колдунья, которая делает разные гадости: гонит ветры и тучи метлой, живится душами людей, пугает лесных жителей и человека. Летает в ступе, помелом след заметает. При необходимости может летать на метле, кочерге, граблях. Пакостит Ягиня только ночью и только в лесу. Дальше ее сила не распространяется.
    Хозяин всех ужей - Ужиный князь. Он всегда ползет впереди своих подопечных, показывая им дорогу. Ужиный князь значительно больше остальных ужей, с блестящими глазами, может ходить на хвосте стоймя. Нет ему равного среди ужей: все они его дети и подданные. Если уж свистнет он, то свист его слышен по всей Беларуси.
    Узнать князя ужей можно по золотой короне на голове. Можно попробовать получить эту корону. Для этого надо пойти на Лосиную гору осенью, когда ужи собираются в Вырай. Путь к Лосиной горе тяжел, много страхов и искушений ожидает человека. Главное, ничего не бояться и ничему не удивляться, иначе не дойдешь до места. На гору надо прийти до утра. Приметив князя ужей, нужно расстелить перед ним скатерть иди полотенце, стать на колени и низко поклониться. Сбросит князь корону на полотенце и уйдет со своими подданными в Вырай. Владельцу ужиной короны всегда будет везти на охоте; ему будет помогать огромный таинственный черный пес. Кроме того, владельцу короны станут известны все сокровища, перед ним будут открываться все двери и запоры, он сможет понимать язык зверей и птиц.
    Уж дома - хорошее знамение. Убить ужа - согрешить перед богами. Раньше люди дружили с ужами, давали им пристанище, кормили хлебом и молоком. Сядут обедать - и он тут как тут. Бывало, дети били ужа ложкой по голове. Он обижался, отползал на минуту, но тут же с другой стороны снова подползал к тарелке.
    Белорусы верили: если с ними рядом уж - будет счастье и достаток в доме. Если домашний уж умирал, люди грустили и делали из ужиного жира свечку на черный день. Придет беда - зажжет белорус свечу, свет от нее разольется по всей земле, попадет в самые глубокие и темные норы. Тогда все ужи спешили на помощь добрым людям. А впереди - их король с золотой короной на голове.
    Когда ужи ползут в Вырай, то каждую травинку, пенек, дерево обнюхают. Если и человек сразу же понюхает это же растение, то превратится в ужа и с ними вместе уйдет. Ужа, который укусит человека, не пустят в Вырай. И он будет блуждать по земле, пока не замерзнет.
    Уж способен превратиться в птицу или человека. Однажды уж полюбил дочку крестьянина. Превратившись в красивого молодца, ходил к ней в гости. Было это летом. Сено скосили, сушить и сгребать самое время, а непрошеный гость придет в дом и сидит, шутит. Никак не может дочь освободиться от гостя и пойти в поле. Отец девушки стал сердиться.
    - Наверное, твой отец злится? - спрашивает у девушки молодец.
    - Сено скосили, надо сушить, пока дожди не начались, - говорит девушка, - хоть ужа на помощь зови...
    На следующий день пришла дочь с отцом на поле, а их сено сложено в копны. Вспомнила девушка вчерашний разговор с гостем, догадалась, в чем дело. Тут уже не до любви, надо спасаться. Посоветовали люди пойти вместе с оборотнем на берег озера, усыпить там его, а когда уснет, дождаться грома и неожиданно разбудить, потому что больше всего на свете ужи боятся грома.
    Так девушка и сделала. Позвала гостя на берег озера, приласкала, а тут как раз гром загремел. Девушка и толкнула его в бок. Молодец, испугавшись грома, кинулся в озеро, но на лету ударил девушку рукой по щеке. В воде он превратился из красивого молодца в страшного змея. А на щеке у девушки от удара ужа на всю жизнь остался след.
    Активным помощником лесных духов является Сова. Днем она сидит в самой глуши, куда сходятся все злые духи. Ночью, увидев костер, тихо подлетает, садится на сосну и неожиданно вскрикивает. Кто впервые этот крик услышит, напугается и может подхватить Лихоманку.

    Священные растения
    Наиболее почитаемым деревом был дуб. Он считался деревом Перуна. Под ним белорусы ставили капища - храмы в честь Перуна и небесных богов, где горел негасимый огонь. Его поддерживали, сжигая дубовые поленья.
    Купальский цветок. Раз в год на Купалье в лесной чаще распускался цветок папоротника. Цвел он всего несколько мгновений, но тот, кто в это время находил его и срывал, обретал счастье и невероятные возможности: становился сильным, мог понимать язык зверей и трав, знал обо всем на свете.
    Перелет-трава, или летучее зелье. Про нее рассказывают, что она способна переноситься с места на место и в своем ночном полете блестит, как звездочка. Счастлив тот, кто ее сорвет, не будет знать в своей жизни горя, все его желания сбудутся. Перелет-трава - зелье счастья.
    Разрыв-трава добывается особым способом. Эту траву знают только вещие птицы, например, сорока, сова, сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие так, чтобы птица не могла кормить своих птенцов. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться под ней. Побуждаемая писком голодных детенышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Если она находит ее, то прикладывает к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда и нужно смотреть на скатерть, не упала ли разрыв-трава. Если найдешь ее, разрежь ладонь на правой руке и сунь под кожу траву. Тогда стоит только толкнуть этой рукой запертую дверь - она отворится, стоит только взяться за замок - он сам открывается.
    Считалось, что разрыв-трава помогает удачливым ворам.

    Боги и духи болот
    Болото для человека - враждебное пространство. Создавали его. темные силы. В нем живет значительное количество духов. Даже Перун не способен своими стрелами достать духов болота. Единственная возможность от них избавиться - осушить болото, тогда они гибнут.
    Для Болотника, Багника, Аржавенника и Лозовика характерна взаимопомощь в преследовании жертвы - человека, домашних животных. Но они не взаимодействуют с Водяником, который избегает этих грязных, неаккуратных духов. Не способны они на нежности и ласки, потому что неуклюжи, малоподвижны, понуры. Эти духи ищут жертву, заманивая ее красивыми образами и звуками, в чем сама природа помогает им, подставляя жертвам привлекательную растительность или просто мираж. Когда жертва поддалась коварству и завязла в трясине, запуталась в корнях и стволах лозняка, духи хватают его за ноги и медленно и неуклонно тянут к себе. Расступившаяся поверхность трясины опять сходится и не оставляет следов гибели живого существа.
    Болотник мычит, как корова, крякает по-утиному, булькает, будто тетерев, гогочет человечьим голосом, чтобы заманить молодого неопытного охотника.
    Каким бы образом ни приманивалась жертва. Болотник в состоянии погубить ее только тогда, когда трясина достаточно глубокая. В противном случае он мучается бессильной злобой. Очень злит Болотника использование людьми болотных лыж, что не позволяет ему завладеть жертвой. До полного бешенства его доводит жаркое лето: не только сам человек смело ходит по его владениям, но нередко проводит по ним коня с возом. Зимой же мерзляк-Болотник корчится и трясется на дне своего жилища, беспокоясь лишь о собственной безопасности: вымерзнет болото - погибнет и он сам. Мало кто видел Болотника, но известно, что он страшно толстый, без глаз, весь в толстом слое грязи, на которую налипли в беспорядке водоросли, мох, всякие водяные насекомые. Все это делает Болотника наиболее безобразным из духов. У него есть братья - Багник и Аржавень.
    Аржавень (Аржавенник) - грязно-рыжий, с необычайно толстым животом, тонкими, как стебель хвоща, ногами. Все время рыгает, чем отталкивает от себя даже неразборчивых духов. Все живые существа обходят его жилище. Из-за этого Аржавеннику редко удается заполучить жертву. Животное забегает в аржавенье (место на болоте, покрытое ржавчиной), только спасаясь от хищников, а из людей зайдет разве что ненормальный. В то время, когда Болотник и Багник могут обмануть прохожего и скрыть свое жилище, Аржавеннику это не удается даже зимой. Своей буро-желтой окраской аржавенье обязательно выдаст местонахождение духа.
    Аржавенник более спокойный, чем его братья - Болотник и Багник, потому что жаркое лето не высушивает аржавенье, а людям не нужна его неурожайная земля. Дух спокойно валяется на дне своего жилища, обрастая липкими слоями грязи.
    Багник живет в болоте, которое никогда не покрывается растительностью и имеет вид грязной и черной лужи. С виду Багник более грязный, нежели Болотник. Он никогда не появляется над поверхностью болота и свое присутствие в нем выдает только пузырьками и мелкой рябью. Он не поднимается с мягкого ложа даже тогда, когда жертва попадает в трясину и гибнет. Он уверен, что ей не спастись и она сама опустится к нему.
    Багника не пугают морозы, потому что он обогревает трясину своим теплым дыханием и она редко замерзает. Страх у него возникает тогда, когда люди начинают осушать болота, добывая топливо, удобрения для полей и огородов. В сухое лето полумертвый Багник мучается на дне своего жилища, с нетерпением ожидая дождей.

    Боги и духи воды
    «Без ног бежит, без глаз глядит». Отгадка всем известна. Конечно, это вода. В начале сотворения мира она олицетворяла хаос, из которого начал формироваться космос.
    Белорусы почитают озера, ручьи, криницы. Особенно почитаема криничная вода, которая зовется живой - оздоровляющей, очищающей.
    За горами, за морями, где-то на краю света есть две криницы. Из одной бежит живая вода, из другой - мертвая. Живая лечит всякие раны, болезни, дает силу. Мертвая - силу отнимает.
    Духи воды стоят ближе к человеку и относятся к нему более лояльно. Отличаются они и по внешнему облику: более чистоплотные, да и покрасивее.
    Хозяином всех рыб является Князь рыб. Это веселый юноша с рыбьим хвостом, чем-то похожий на русалку. Он оберегает своих подопечных от рыбаков. В тех водоемах, которыми он владеет, рыбы находятся в безопасности, рыбаки только зря ставят сети.
    Время от времени Князь рыб выходит из своих владений на сушу. Внешним видом не отличается от людей, потому что хвост его невидим для простых смертных. В отличие от своих подопечных, может свободно дышать и без воды. Любит веселиться вместе с людьми, потанцевать на праздниках, пошутить с девчатами.
    Однажды хозяин рыб загостился у людей - в селе была свадьба, и забыл про свои обязанности. А среди гостей был один чародей, который заметил его рыбий хвост. Он предупредил об этом рыбаков, и те пошли на Двину ловить рыбу и до утра натаскали ее целые горы. Вернулся хозяин домой и узнал, что произошло в его отсутствие. Плакал он целую неделю так, что вся Двина жалобно стонала и волновалась. После этого никогда больше не видели Князя рыб. Но и до этого времени он хозяйничает в водоемах Беларуси, добросовестно исполняя свой долг.
    Хозяином водных пространств, будь то целая река или бочка воды, является Водяник (Водяной) - человекоподобный дух воды. У него есть еще несколько имен, в зависимости от того, в какой воде он живет. Тихоня - живет в стоячей воде озер, колодцев. Вирник - в быстрой воде малых рек, ручьев.
    По внешнему виду он пожилой мужчина, среднего роста, с длинной бородой лопатой, с такими же длинными волосами на голове в форме клина, гладкой блестящей кожей, расплывчатым лицом, длинными ногами, между пальцами которых - перепонки. Все тело Водяника покрыто волосами, которые, если приглядеться, оказываются тонкими струйками воды. Если Водяник вышел на берег и по каким-то причинам задержался и обсох, он не сможет вернуться в воду и погибает.
    Тонкий пласт засохшей тины, который остается от Водяника, оживает вновь, если кто-нибудь сбросит его в воду. Водяник не раз отблагодарит человека, спасая его, если он будет тонуть, или загоняя в его сети рыбу.
    На протяжении дня Водяник обычно лежит, распластавшись на дне, и только после захода солнца начинает свою деятельность. Передвигается по своим владениям верхом на соме. Рвет сети и другие рыбачьи приспособления, разрушает плотины на мельницах, подстерегает купальщиков. Может превращаться в сома, щуку и другую рыбу, а также в человека:
    Водяников сравнительно немного - по одному на каждый водоем: озеро, пруд, реку, лужу, которая не высыхает, колодец. Водяник - старый кавалер, и в этом особенное несчастье женщин вообще и девушек особенно: при своей старческой неприглядности он любит молодость и красоту.
    Его верные слуги - Русалки, прекрасные девушки-утопленницы. В разных местах Беларуси их называют: Купалки, Водяницы, Ласкатухи, Кавки. У них ласковые голубые глаза, которые притягивают жертву, по их прозрачным телам рассыпаются длинные волнистые волосы. Русалки большую часть года живут в водоемах в хрустальных домах под присмотром хозяйки, которую обычно приводит Водяник. Могут жить без воды, пока не подсохнут их кожа и волосы, после чего гибнут. Поэтому они только на короткое время выплывают на поверхность, присаживаются на камень или на берег, чтобы завлечь жертву или расчесать волосы. Только в «русальную неделю» Русалки могут выходить на сушу на длительное время без вреда для себя. Гуляют в рощах и полях, качаются на ветвях деревьев, соблазняют хлопцев и заманивают поближе к воде, чтобы утопить. Уберечься от русалок можно, если при встрече с ними отделить себя от них начертанным на земле кругом или уколоть хотя бы одну из них чем-нибудь стальным. Тогда они все разбегаются и прячутся в воде. Если ночью в лесу услышишь, как кто-то зо

    Категория: М | Добавил: Бафур
    Просмотров: 870 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]