Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Архив записей

Наш опрос

Что вы предпочитаете больше?
Всего ответов: 26

Мини-чат

Друзья сайта

  • Эпоха Средневековья
  • Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP

    Ночная Ведьма. Журнал о Ролевых играх Эльна 
    Королевство Новая Эра Эль-Глория
    Palantir GameTop - рейтинг игровых ресурсов. Портал Rolemancer (www.rolemancer.ru) 
    Tarna Ilu Rambler's Top100

    Статистика

    Реклама

    Четверг, 28.03.2024, 11:46       Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

    Религии Warhammer 40000 - Форум

    [ Новые сообщения · Участники · Правила· Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Магия » Боги и божества » Религии Warhammer 40000
    Религии Warhammer 40000
     БафурДата: Воскресенье, 15.03.2009, 23:29 | Сообщение # 1
    Z
     
     Бог Знания








    Группа: Глава Совета
    Сообщений: 413

    « 4 »
    Вне Тарны

    Медали:

    Бог сайта и форума РунорезЧертежник За хорошую посещаемость на форуме
    Инвентарь: 12
    Религии Warhammer 40000

    Цивилизация может достигнуть расцвета только тогда, когда последний камень последнего храма падет на голову последнего жреца.

    Приписывается Императору

    Warhammer 40000

    Вселенная «сороковника» — пожалуй, наиболее яркий и известный представитель «темного» космического фэнтези. В этом мире орки с гранатометами воюют против вооруженных мечами эльдаров-эльфов, в подпространстве живут демоны, орбитальные цитадели поддерживают огнем танки времен Первой мировой, а расселившемуся по тысячам планет человечеству угрожают раса роботов-скелетов и биоцивилизация с коллективным разумом.

    Quote
    Warhammer 40000 занимает особое место среди фантастических миров. Мало какая вымышленная вселенная настолько эклектична, мало где встречаются столь обильные заимствования из самых разных источников и столь всепроникающее смешение эпох. И, пожалуй, нигде больше невозможно представить глобальные сражения, пожаром охватывающие целые системы, и тысячелетние священные походы. И, несмотря на то, что действие происходит в 41 веке, одним из столпов вселенной «Молота войны» остается религия, играющая здесь беспрецедентно важную для фантастического мира роль. Причем речь идет не только об экзотических культах инопланетных рас — запутанная система верований охватывает почти каждое разумное существо в известной вселенной. Разберемся в религиозных хитросплетениях Warhammer 40000.


    Бог-Император

    История божественного покровителя человечества начинается в восьмом тысячелетии до нашей эры. В те первобытные времена, когда наши предки только учились обрабатывать землю и строить дома, на страже их духовных интересов уже стояли шаманы. Им было известно о существовании варпа, или Имматериума — подпространства, где безраздельно царили силы Хаоса. Обеспокоенные усилением этой разрушительной стихии, шаманы провели самоубийственный ритуал, слив воедино всю доступную им силу. Год спустя эта сила воплотилось в будущем Императоре — мальчике, появившемся на свет в самой обычной анатолийской семье.


    Император во всем своем бессмертном величии.

    Долгие тысячелетия Император, оставаясь за кулисами, легкими движениями направлял историю человечества в нужное русло. Эпохи сменялись эпохами, люди осваивали новые технологии и расселялись по космосу — пока два события, бунт машин и сильнейшая буря в варпе, не поставили род людской на грань исчезновения. Наступила Эра Раздора: многие колонизированные планеты обезлюдели, Терра скатилась в пучину техноварварства, остатки былой цивилизации оставались только на Марсе. Приблизительно в 30 тысячелетии Император вышел из тени, железной рукой объединил Терру и начал Великий Крестовый Поход, призванный собрать под его властью все человеческие колонии. С этой целью он создал генетически улучшенных космодесантников, а во главе их поставил могущественных примархов.

    Надо сказать, что Император был убежденным атеистом и крайне отрицательно относился к проявлениям религиозности. Вместо священных текстов он дал человечеству Имперские Истины, в основе которых лежали научное знание и логика, — этакий просвещенный абсолютизм. Более того, Император вообще отрицал существование богов, несмотря на то, что совершенно точно знал о покровителях Хаоса и других космических рас. Единственное исключение он делал для марсианского культа Бога-Машины, и в качестве ответного жеста техножрецы провозгласили Императора аватарой своего верховного божества.

    Слепая вера Императора в торжество разума сыграла дурную шутку с Великим Походом. Будучи не понаслышке знакомым с Имматериумом и населявшими его демонами, предводитель человечества не приложил никаких усилий, чтобы оградить сподвижников от дурного влияния Хаоса. Сталкиваясь с проявлением откровенно сверхъестественных сущностей, десантники пытались объяснить их с материалистической точки зрения, согласно которой во вселенной было только три силы — свет, гравитация и человеческая мысль. Получалось не очень хорошо, о чем свидетельствовали резко возросшие потери личного состава. Дальнейшая история сложилась трагично: первый заместитель Императора примарх Хорус (вообще-то Гор, названный в честь египетского бога) перешел на сторону Хаоса, повернул штыки против вчерашних соратников и в итоге едва не захватил Святую Терру. Император подавил мятеж и убил Хоруса, однако при этом получил несовместимые с жизнью ранения, после чего впал в кому и был помещен в специальный саркофаг — Золотой Трон. С этого момента история Императора заканчивается — и начинается история Бога.
    Свет с Терры

    Первые культы, обожествляющие Императора, появились еще при его жизни. Впечатленные несокрушимой военной машиной Великого Похода, люди на вновь присоединенных планетах придумывали самые разные способы поклонения новому мессии. Приблизительно две тысячи лет после заточения Императора в Золотом Троне существовало множество таких сект, однако в конце концов большинство последователей собрала Церковь Спасителя-Императора. Под названием Адептус Министорум, или Экклезиархия, она стала официальной религией Империума Человека. На первых порах значение Адептус Министорум было настолько высоко, что ее глава, Экклезиарх, фактически играл роль верховного правителя человечества, занимая особое место среди Верховных Лордов Терры. В 36 тысячелетии это вылилось в Эру Отступничества, когда Экклезиарх Гож Вандир узурпировал всю власть в Империуме. Тирана одолели, однако после этого церковь была значительно реформирована.

    Чтобы представить себе Экклезиархию, помножьте любую современную всемирную церковь на десятки тысяч планет, занятых человечеством. Как и всякая организация Империума, это громадная, неповоротливая структура с четкой и одновременно запутанной иерархией. Кроме того, церковь здесь тесно срослась с государством: «на местах» Адептус Министорум исполняет как религиозные, так и административные функции. Экклезиархия возводит огромные соборы, имеет пантеон святых, поощряет и организует паломничества. Управляющие органы церкви находятся на Святой Терре (Священный Синод) и планете Офелия VII (Синод Министра). Кроме того, ей подчинены так называемые Церковные миры, где находятся особо значимые реликвии, а число храмов и священников на единицу площади выходит за все разумные пределы.

    Конечно, триллионы последователей культа Бога-Императора не могут верить в него одинаково. Понимая это, Экклезиархия сквозь пальцы смотрит на многочисленные секты, расплодившиеся по галактике, — до тех пор, пока они не начинают слишком уж решительно выпадать из лона церкви. У каждой такой секты свои «пунктики»: люциды почитают аскетизм, календиты считают, что Император всегда обладал божественным статусом, империалисты отличаются особо сильной ксенофобией, ториане верят в грядущее воскрешение Императора и т. п.

    Тайное общество иллюминатов также ожидает «второго пришествия», однако придерживается несколько иной идеологии. В эту секту входят сильные духом личности, некогда одержимые демонами Хаоса, однако сумевшие освободиться от их власти. Иллюминаты считают, что душа Императора постепенно утекает из нашего мира в варп, и когда этот процесс закончится, можно будет повторить сделанное шаманами в 8 тысячелетии до новой эры. Для этого иллюминаты собираются принести в жертву так называемых сенсеев, в которых воплощаются частицы силы Императора. Экклезиархия и Инквизиция полагают иллюминатов отступниками, однако это тайное общество имеет сторонников во всех госструктурах Империума.

    Что же касается собственно основ веры в Бога-Императора, то о них нам известно куда меньше, нежели о внешних проявлениях этой религии. Считается, что после самопожертвования в битве с Хорусом Император не только остался жив (пусть и только благодаря поддержке Золотого Трона), но и приобрел качества бога монотеистической религии — такие как вездесущность или всеведение. Он не только продолжает управлять Империумом через своих верных слуг, но и поддерживает Астрономикон — подпространственный маяк, дающий людям возможность путешествовать в варпе. На это, правда, уходят жизненные силы тысяч экстрасенсов-псайкеров, которых регулярно привозят со всех планет Империума черные корабли Инквизиции.

    В теологии культа Бога-Императора невооруженным взглядом прослеживаются христианские мотивы. Император и его самопожертвование — отсылка к Иисусу Христу. В примархах видятся апостолы, а в повреждении их Хаосом — первородный грех. Хорус же может считаться одновременно Люцифером и Иудой. Обрядовая составляющая Адептус Министорум скалькирована с католической церкви: мессы, литании, исповеди, святые и мученики, титулы чиновников, латынь как сакральный язык... При этом сам Империум больше похож на православную Византию — как по устройству, так и по символике (двуглавому орлу-аквиле).
    Цепные кулаки добра

    Инквизиция — организация еще более почтенная, чем Адептус Министорум. Она была основана то ли последней волей Императора перед заточением его в Золотой Трон, то ли еще во времена Великого Похода. Инквизиторы не подчиняются Экклезиархии: их представитель входит в число Верховных Лордов Терры наравне с главой церкви. В отличие от исторической тезки, Инквизиция 41 тысячелетия — настоящая тайная полиция Империума: помимо защиты веры, она занимается разведкой и контрразведкой, научными изысканиями, борьбой с коррупцией и особо опасными преступными группировками. Инквизиторы обладают превосходной физической и психической подготовкой, почти неограниченными полномочиями и правом приговаривать к уничтожению целые планеты. В случае необходимости они могут потребовать помощи почти у любого гражданина Империума, включая свободолюбивых космических десантников.

    Организационно Инквизиция делится на ордена, а идеологически — на две главные школы, пуритан и радикалов. Первые придерживаются традиционных и прямолинейных методов, любые отступления от имперской доктрины для них немыслимы. Вторые считают, что цель всегда оправдывает средства, а с порождениями Хаоса допустимо бороться их же оружием. Некоторые радикалы даже были уличены в занятиях колдовством. Внутри обеих школ существуют фракции помельче, отношения между которыми также могут, мягко говоря, натянутыми.

    В ряды охотников на ведьм входят и инквизиторы Ордо Еретикус, и Сестры Битвы.

    Еще дальше ушли от исторического прототипа — женских монашеских орденов — подразделения Адепта Сороритас, иначе называемых Сестрами Битвы. После Эры Отступничества церкви было запрещено содержать армию — но соответствующий декрет говорил о «вооруженных мужах» и ничего не упоминал о женщинах. Воспользовавшись этой лазейкой, Экклезиарх преобразовал орден Дочерей Императора в своеобразные «женские батальоны». Их ряды стали комплектоваться сиротами, чьи родители погибли на службе Империуму. Несмотря на то, что по боевой эффективности Сестры Битвы из военных орденов не уступают космодесантникам, сражаться им приходится куда реже. Основное их предназначение — охранять отдаленные миссии Экклезиархии и защищать Церковные миры. «Космические амазонки» одновременно подчиняются и Адептус Министорум, и Ордо Еретикус.

    Для Космодесанта вера неотделима от битвы.

    Адептус Астартес, или ордены Космического Десанта, представляют собой этакие «государства в государстве». Десантники не подчиняются никому, кроме своих военачальников (хотя могут сотрудничать с другими организациями), у них свои флоты, свои военные базы и свои верования. Культы космодесантников разнятся от ордена к ордену. Одни почитают Императора как бога, другие — как идеального сверхчеловека. Часто особенности религии зависят от условий, в которых рождалось подразделение десанта: например, верования Космических Волков, чья история началась на холодной заснеженной планете, имеют много общего со скандинавскими религиями. Капелланы десантников представляют собой нечто среднее между полковым священником и политруком — в бою они подают воинам живой пример отваги, а между сражениями проводят службы и следят за тем, чтобы никто из подопечных не сошел с пути истинного.

    Техножрец.

    В ранних редакциях Warhammer 40000 существовала отколовшаяся от людей раса скватов — карликов, заселивших планеты с высокой гравитацией. Признавая за Императором выдающееся место среди людей, эти космические гномы практиковали культ предков. Чтобы присоединиться после смерти к благоденствующим духам пращуров, скват должен был вести честную жизнь, избегая тяжелых грехов вроде убийства. Скваты были почти полностью истреблены вторжением тиранидов.

    Широкой автономией в составе Империума пользуется и Адептус Механикус, техноцивилизация Марса. Марсиане и жители подчиненных им миров-кузниц почитают Бога-Машину — не личность, но силу, разлитую по вселенной и управляющую техникой и знаниями. Считается, что в каждом механическом устройстве присутствует частичка Бога-Машины, поэтому для бесперебойной работы техники надо воздавать ей положенные почести. Механикусы тщательно исследуют устройства, оставшиеся со времен до Эры Раздора, накапливая таким образом знания, которые приближают их к Богу-Машине. Ценность человека определяется суммой накопленных им знаний, физическое тело считается биомашиной, которую нелишне улучшить киберимплантами. Во главе многоступенчатой иерархии механикусов стоит генерал-фабрикатор Марса, который также занимает кресло в высшем совете Империума. Самое почетное послушание для последователей Бога-Машины — управлять гигантскими боевыми роботами Титанами. Есть среди Адептус Механикус и свои секты, отличающиеся, например, отношением к инопланетным технологиям.

    У человеческих религий 41 тысячелетия как минимум две общие черты. Во-первых, всякий культ Империума ставит на особое место личность Императора. Во-вторых, все эти религии тоталитарны: они требуют абсолютного подчинения, жестко определяют положение каждого «винтика» и дают минимальное пространство для свободомыслия. Только такое человечество может выстоять под нескончаемыми ударами извне. Посмотрим, что могут противопоставить ему пришельцы.
    Религаре Ксенос

    Исконный враг человечества — Хаос, представленный прежде всего обитателями Имматериума. Наиболее могущественные из живущих здесь сущностей считаются богами Хаоса. Главных среди них четыре: Кхорн, Тцинч, Нургл и Слаанеш. Согласно одной из теорий, Хаос служит своеобразным отражением реального мира, и преобладающие в галактике настроения материализуются в виде его богов. Например, причиной рождения Слаанеша стал упадок цивилизации эльдаров, погрязших в гедонизме и извращенных удовольствиях. Не исключено, что когда-нибудь галактика изменится, и боги Хаоса окажутся связаны с такими качествами, как честь, жертвенность или справедливость. Ну а пока Кхорн отвечает за войну и ненависть, Тзинч покровительствует обману и изменениям, Нургл занимается болезнями и разложением, а Слаанеш — излишествами и извращениями. Часть последователей Хаоса выбирают одного из этих богов, другие почитают Хаос Неделимый.

    Есть и другие Боги Хаоса, например покровитель разрушения изгой Малал или повелитель теней Сарр’Келл. Еще три младших бога — Эн’сл, Му’ркк и Фраз-Этар — названы «в честь» соавтора Warhammer 40000 Брайана Энселла, фантаста Майкла Муркока и художника Фрэнка Фразетты.


    После Ереси Хоруса космодесантники Хаоса стали врагом Империума номер 1.

    Идеология Хаоса проста — делай что хочешь, не сковывая себя никакими законами, но при этом не забывая об обязанностях перед своими демоническими покровителями. Подпасть под влияние темных сил варпа может почти кто угодно, но больше всего преуспели на этом поприще люди (включая космодесантников Хаоса) и эльдары. У хаоситов нет какой-то четкой системы поклонения своим божествам, а известные нам описания их ритуалов явно основаны на сатанинских «черных мессах». Своеобразной иерархией внутри последователей Хаоса могут служить мутации, которым боги подвергают своих любимчиков. А самые преданные становятся демон-принцами — практически бессмертными, невероятно могущественными и совершенно нечеловеческими созданиями.

    Хаос не только проникает в Империум снаружи, но и разъедает его изнутри. Именно тлетворным воздействием Хаоса объясняется возникновение многочисленных еретических сект — и, несмотря на усилия Ордо Еретикус, они не перестают плодиться по всей галактике. Ведь для того, чтобы поддаться соблазну, не нужно лететь на край света — достаточно дать волю своим низменным желаниям. Стоит же сделать крохотный шаг по дороге Хаоса — и сойти с нее станет почти невозможно.


    Эльдары по собственной вине остались без своих богов.

    В результате падения «космических эльфов» эльдаров не только появился новый бог Хаоса Слаанеш, но и были уничтожены почти все божества немалого пантеона этой расы. Выжили только скрывшийся в подпространстве Смеющийся бог Цегорах и покровитель войны Кхаине Кроваворукий, чья сущность была заключена в статуях-аватарах. В числе погибших эльдарских небожителей — глава пантеона Азуриан, богиня плодородия Иша, бог-кузнец Ваул, покровитель охоты Куронус, властительница снов Лилеат, богиня судьбы Морай-Хег. Современные эльдары частью переметнулись на сторону Хаоса, частью сохранили верность Цегораху (Арлекины), частью приняли новое религиозно-философское учение о жизненных Путях (таких как Путь Воина, Путь Провидца и т. п.). Если в основе первоначальной религии «космических эльфов» явно лежали земные политеистические культы, прежде всего древнегреческий, то концепция Путей ближе к дальневосточным учениям, например, даоизму или бусидо.

    У орков, по последним данным, два божества: Горк и Морк (в ранних изданиях упоминался и третий, Борк). Отличия между ними минимальны: один — покровитель жестокого коварства, другой — коварной жестокости. Орки постоянно спорят, который из богов за что отвечает. Поскольку естественным состоянием зеленокожих является война, можно предположить, что их божества ведают разными аспектами битвы, например, нападением и защитой, или силой и скоростью. Орочьи жрецы могут поклоняться одному из богов, а могут получать видения сразу от обоих. На практике приверженность Горку или Морку имеет для орков значение только в том случае, если надо найти повод дать товарищу по физиономии. Гораздо большую роль играет принадлежность к тому или иному клану, каждый из которых обладает собственной жизненной философией. В целом религиозный уклад орков можно сравнить с первобытным тотемизмом.

    Молодая цивилизация Тау исповедует идеи Великого Добра, которое они распространяют по галактике как оружием, так и словом, принимая в свои ряды и представителей иных рас. Во главе общественного устройства Тау стоят представители касты эфира, совмещающие роли политических и духовных лидеров. Если идеологию Тау и можно отнести к религии, то только с очень большой натяжкой. Еще менее религиозны некроны и тираниды. У них нет убеждений, а значит, и верований; они слепо исполняют приказы: первые — Древних, вторые — Разума Улья.
    * * *

    Космос — черная бездна, в которой тускло мерцают огоньки разума. Удержать их вместе — сложнейшая задача, которую не решить ни силой оружия, ни скоростью звездолетов. Спаять космическую цивилизацию воедино способны идеологическая доктрина, коллективный разум — или тоталитарная религия. Вера, которая действительно стала залогом выживания объединенного человечества в 41 тысячелетии.

     
    Форум » Магия » Боги и божества » Религии Warhammer 40000
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: